Святыни

Опись святынь Спасо-Влахернского женского монастыря от 1894 года содержит более пятисот наименований. Все они были безвозвратно утрачены после революции, кроме барельефа «Спаситель в Терновом Венце» и иконы Божией Матери «Влахернская».

БАРЕЛЬЕФ «СПАСИТЕЛЬ В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ»

В период изъятия монастырских ценностей Барельеф чудом уцелел. Реликвию спасли неизвестные люди, оставив ее на крыльце Храма Вознесения Господня (с. Перемилово Дмитровского района). Перемиловская церковь оставалась действующей и молитва в ней не прекращалась, даже в самые тяжелые годы, когда почти все храмы оказались закрытыми и разрушенными. Все это время святыня из Влахернского монастыря «Спаситель в Терновом Венце» находилась там.
До наших дней дошло свидетельство о чуде происшедшем по молитвам священномученика Серафима Звездинского пред этим образом. Незадолго до своего ареста владыка Серафим служил у этой иконы молебен и две слепорожденные девочки, которые были на службе, получили исцеление.
(прим: именно с Перемиловской высоты, в результате тяжелейших боев конца ноября – начала декабря 1941 года, началось контрнаступление наших войск).
После возрождения Спасо-Влахернского женского монастыря святыня была возвращена обители.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВЛАХЕРНСКАЯ»

Константинополь
В современных описаниях чудотворных икон Божией Матери повествования о Влахернском образе встречаются нечасто, хотя именно этот образ связан с особо почитаемым на Руси праздником Покрова. Явление Пресвятой Богородицы с распростертым омофором, увиденное святым Епифанием и блаженным Андреем, произошло во Влахернской церкви Константинополя. Там и находилась чудотворная икона Божией Матери, которая и стала именоваться «Влахернской» (по названию храма).

Богородица Влахерская — это один из первых образов Одигитрии (Путеводительницы).
Основная версия говорит о том, что икона была изготовлена в Никомидии в начале IV столетия. Икона-мощевик, выполненная в уникальной рельефной, воскомастичной технике (говоря простым языком, это не письмо, а объемное изображение). Икона находилась в Иерусалиме, а затем была переправлена в Византию.
В одном из описываемых чудес Влахернской иконы происходит спасение Константинополя в VII веке от нападения аваров, – вождь аварский, увидел святый образ на крепостных стенах и в ужасе отступил. В то самое время Патриарх Сергий шел по ним крестным ходом с иконой Богородицы в руках.
А византийская принцесса Анна Комнина писала о явлении над Влахернской иконой Нерукотворного Покрова.

Прибытие на Русь
Считается, что в Москву икона была доставлена из Константинополя «торговым человеком» Димитрием Остафьевым (Евстафьевым). Преподнес он ее царю Алексею Михайловичу Романову по поручению протосингела Гавриила (помощника Патриарха Константинопольского). Данное событие датируется 1653 (54) годом. Вместе с иконой он привез грамоту Патриарха Константинопольского Паисия, свидетельствующую подлинность святыни.
(прим: Данный документ и его перевод опубликован в книге «Многоценное сокровище иконы Богоматери Влахернской в России», изданной в 2005 году в Москве).
Привезенную грамоту, Димитрий дополнил и своим устным повествованием: «…тое церковь пречистые Богородицы Лахернские салтан (прим: турецкий султан) разорить велел, и греки де тутошние прихоженя, проведав про то церковное разорение и прежде еще тоя церкви разорения взяв тое чюдотворную икону и церковные сосуды, отнесли неподалеку от тое церкви в Спаской девичь монастырь…
…А как де тое церковь пречистые Богородицы Лахернские, где изначала была та чюдотворная икона, турки разорили, и ис под тое де церкви ис под сводов, на чем была поставлена та церковь, течет и доныне святая вода. А блиско де того места, где была та церковь, ныне есть две церкви во имя Иванна Богослова да Дмитрея Селунского…»
Итак, выходило, что греки, Спасая святыню, перенесли ее в близлежащий Спасский женский монастырь, основанный в честь иконы Спасителя «Спас Вседержитель», в Спасскую церковь. После разорения монастыря икона там еще находилась какое-то время, в специально устроенном тайнике. Позднее тайник обнаружили, но реликвию уничтожать не стали. (прим: «деденевская» копия Влахернской иконы Божией Матери также находилась в женской обители, в Спасской церкви, подле которой был еще один храм, освященный в честь великомученика Димитрия Солунского. Вот так, удивительно похожими, бывают обстоятельства).
Но есть и другие толкования, в которых между Константинополем и Москвой появляется дополнительное звено – Святая Гора Афон. По ней: икону, спасая от османов, отправили сначала на Афон, а уже оттуда вместе с копиями – в Москву. Почему такую великую Святыню не оставили на Афоне, сказать трудно? В какой-то мере, афонскую версию поддерживает и запись, сделанная в летописи Спасо-Влахернского женского монастыря от 1894 года: «Икона Влахернскiя Божiя Матери, точная копiя съ иконы принесенной въ 1654 году, съ Афона, въ Московскиiй Успенскiй Соборъ, вылитая из воско-мастики…».
Так или иначе, в 1653 (54) году образ Богородицы, а потом и ее копии оказались на Руси.

Дворяне Головины
История обретения иконы Головиными описана П. Казанским в 1847 году в книге «Село Новоспасское, Деденево тож и родословная Головиных, владельцев оного» (издание Г.П. Головина). По документально не подтвержденному семейному преданию она была изготовлена (скопирована) афонскими монахами с основной иконы Божией Матери «Влахернская» (всего афонских копий было три). Попала к Головиным по просьбе супруги Алексея Ивановича Головина княжны Марины Ивановны Троекуровой, которая доводилась племянницей Патриарху Филарету. У Михаила Соловьева – составителя генеалогии рода Головиных, в том числе Деденевской-Новоспасской ветви, к истокам которой относится и Алексей Иванович, также упоминается это обстоятельство: «…был женат на кн. М.И. Троекуровой… От жены в семью Головиных поступила икона Влахернской Божьей Матери (копия Константинопольской)».
Однако в книге «Многоценное сокровище иконы Богоматери Влахернской в России» в статье об иконе из Спасо-Влахернского монастыря мы находим следующее: «…Именно окольничим Василием Петровичем Головиным был заказан резной образ – повторение от иконы «Богоматерь Влахернская» Успенского Собора Московского Кремля».
В предисловии этого издания указано: «…Посвящен резной иконе из Успенского собора Московского Кремля, ее отображению в иконописи XVIII века, а также ее резным копиям-повторениям – 1701 года из Высоко-Петровского монастыря и 1705 года из Спасо-Влахернского женского монастыря села Деденева)».
В летописи Спасо-Влахернского женского монастыря, изданной в 1894 году, в разделе, посвященном храму (Собору Спаса Нерукотворного), дана краткая справка о Влахернской иконе Божией Матери, которая повторяет семейное предание Головиных о ее афонском происхождении и соответствует данным приведенным П.С. Казанским. Но завершается летопись подробной описью Святынь монастыря. Составлена опись уже не художественным, а сухим профессиональным языком. В ней указано: «Изъ имьющейся на сей иконь надписи видно, что она устроена въ 1705 году, а въ Ново-Спасскiй бывшiй при сель Деденевь храмъ, по преданiю поступила со времени первоначального его ктитора Стольника Васiлия Петровича Головина въ 1713 году, октября 13 дня».
Далее следует подробное перечисление: «На ней был прикреплен золотой ковчег в виде креста с частицами святых мощей: Иоанна Златоустого; великомучеников: Феодора Стратилата, Георгия Победоносца, Архидиакона Стефана; мучеников: Меркурия, Пантелеимона, Стефана Исповедника, мученицы Соломонии, часть Ризы преподобного Сергия Чудотворца, часть берца Артемия Веркольскаго, часть трости Антония Римлянина. – Сей ковчег принадлежал Патриарху Филарету Никитичу.На доске, в которой вырезанная икона Влахернская прикреплены ковчеги со святыми мощами: частица мощей великомученика Георгия Победоносца, Алипия Иконописца Печерского Чудотворца, Георгия Иконописца Печерского, Илии Муромца, Ефросинии Полоцкой, св. Николая Чудотворца, Иоанна Воина, св. великомученицы Екатерины, Варвары, Иоанна Милостивого, Космы, Дамиана…; священомученика Харламия…». По нему можно предположить, что этот образ создан в России.

Надпись на окладе иконы небольшая: в первой части записи говорится о многочудесной Влахернской иконе, принесенной в Москву, во второй – удостоверяется, что данное повторение сделано по ее образу и подобию 1 марта 1705 года, третья часть говорит о том, что эта икона – мощевик.
В 1970 годах Влахернская икона Божией Матери из Спасо-Влахернского женского монастыря реставрировалась во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря.
У П.С. Казанского описывается еще одна копия Влахернской иконы: «В селе Новоспасском был также чудесный слепок с Чудотворного сего образа, весьма удачно вылитый из воскомастики, в подражание многочудесной сей афонской иконе, и украшенный серебряным вызолоченным окладом, который в 1733-м году отдан в Московский Златоустов монастырь, за гробом Евдокии Венедиктовны Головиной, первой супруги Василия Васильевича Головина I. Искусный сей снимок в 1812 году, во время нашествия галлов, из означенной обители сей был похищен».
Выходит, у Головиных было несколько повторений Влахернской иконы.
Первое – привезено из Афона и подарено Алексею Ивановичу Головину (1583 (85) – 1657 гг.), настоящее местонахождение которого неизвестно.
Другое – было изготовлено в 1705 г (в Москве, мастерами Оружейной палаты?), по заказу его внука, Василия Петровича Головина (1674(75) – 1733гг.) – находилось и находится в собрании Спасо-Влахернского женского монастыря. Резьба по дереву, левкас темпера.
А также воскомастичный слепок, отправленный в Московский Златоустов монастырь и утраченный в 1812году. (Возможно, этот слепок и был афонской копией, подаренной А.И. Головину?).
(прим: в начале XVIII века в Москве было заказано три иконы-повторения от константинопольского Влахернского образа Богородицы – в 1701, в 1705 и 1706 годах. Все три были выполнены в одной технике – рельефное изображение по дереву, покрытое левкасом и расписанное темперой. Иконы-мощевики. Заказчиками всех трех образов являлись разные люди – заказ свой они делали для разных храмов. Одним из них и был Василий Петрович Головин с иконой 1705года.)
Василий Петрович Головин слыл украшателем церквей, любил собирать редкие иконы. Нрава был тихого и благочестивого, за что называли его «монахом» и «святошей». В родословной Головиных, собранной Петром Казанским (1847г.), есть такая запись о нем: «Любимый и уважаемый тогдашним духовенством, и находясь в дружеских отношениях с Патриархом Иоакимом и Адрианом, и Митрополитами – Новгородским Корнилием, Псковским Маркелом, Ростовским Иоакимом, и особенно с блюстителем Патриаршего престола Рязанским Стефаном, он имел случай во всех своих селах построить церкви,и, снабдить оныя приличною утварью, ризницею и книгами, был так счастлив, что еще при жизни своей видал их освященными».
Выкупив Деденево, Василий Головин заложил там Спасскую церковь в 1712 г. После освящения храма в 1713 году, он перенес в нее Влахернскую икону.
В завещании Василия Петровича Головина есть такие слова: «сыну моему Василию Васильевичу (читать передаю) образ Влахернския Пресвятые Богородицы да Крест Царе Константиновский».
В воспоминаниях о Василии Василиевиче Головине I (годы жизни: 1696- 1781 гг.) содержится много ярких эпизодов. Например, о пышных переездах на зиму из Деденева в Москву. В них же просматривается особое почитание Влахернской иконы Божией Матери. Вот как описывает эти переезды П. С. Казанский: «Он был сопровождаем чрезвычайно пышным поездом, в котором находилось до семидесяти лошадей, и около двадцати различных экипажей. Впереди всего, в золотой карете, везена была многочудесная икона Влахернской Божией Матери, с фонарем внутри утвержденным, и в сопровождении крестового священника». В пышном чествовании семейной святыни, проявлялась благодарность за избавление от пережитых страданий – Василию Васильевичу довелось находиться в двухлетнем тюремном заключении по политическим мотивам, где он подвергался страшным пыткам и пережил все ужасы эпохи Бирона.
От деденевской «Влахернской» иконы происходили многие чудеса. Опубликован такой случай: В 1737 году во время «Троицкого пожара» в Москве, пламя, дойдя до крестовой палаты, где у Головиных находилась та икона, погасло. Так от огня была спасена вся Покровская улица. В лихолетья обходили с ней крестным ходом вокруг Деденева. Упоминается, что таким образом село было спасено в 1770 году от чумы, и от холеры в 1831 году. В 1802 году Василий Васильевич Головин II получил от этой иконы исцеление. В Благодарность он ее очень богато украсил. Прославилась святыня и как защитница от врагов. Во время Отечественной войны 1812 года наполеоновские солдаты, войдя в Новоспасское, не чинили в нем разорений. *(прим: во время Великой Отечественной войны фашисты также не ступали на деденевскую землю, а в нескольких километрах от поселка, на Перемиловской высоте, произошел победоносный перелом в Битве за Москву. Монастырь к тому времени уже был разграблен и закрыт, но икона находилась в Дмитрове, в музее).
О степени почитания этой святыни Головиными говорит их намерение основать во имя Влахернской иконы Божией Матери женскую обитель. Влахернское общежитие монашествующих девиц было открыто попечением Анны Гавриловны Головиной и ее сына Гавриила Павловича Головина в 1854 году. Большинство своих святынь, в том числе Влахернскую икону, они оставили общежитию. В 1861 году обитель переименовали в Спасо-Влахернский женский монастырь.
Утрата
После революции 1917 года церковное имущество стали повсеместно изымать. Когда именно и при каких обстоятельствах была утрачена Влахернская икона Божией Матери, неизвестно. Церкви грабили не только в рамках борьбы с религией, но и под видом помощи голодающим (при том, что Патриарх Тихон и без того призывал православных сплотиться и организовать сбор средств, для помощи бедствующим регионам). Так многие уникальные сокровища были вывезены из России.
Деденевскую «Влахернскую» икону, скорее всего, бросили как ненужную вещь, сорвав с нее дорогие украшения. Но нашлись люди, которые понимали, что ее истинная ценность заключается вовсе не в окладах и каменьях. Кем конкретно и при каких обстоятельствах реликвия была спасена, к сожалению, не известно. Сначала она оказалась в Дмитровском музее (примерно, в 1924 г?), а в 50-х годах прошлого столетия икону передали в Музей Древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева. Эти поистине промыслительные обстоятельства позволили сохранить ее до наших дней.
Кто же они, защитники русских православных святынь периода гонения на Церковь и запустения храмов? Ими были и самые обычные люди, и профессионалы своего дела – искусствоведы, художники, работники музеев, такие как И.Э. Грабар, П.Д. Барановский, команда Музея Андрея Рублева и многие другие, не жалевшие ни сил, ни времени на многодневные экспедиции по России. Нередко им приходилось вывозить будущие музейные экспонаты из заброшенных церквей разных уголков страны на лошадиных повозках и санях.
А обычные люди – это наши бабушки, сумевшие сберечь православие и родную культуру в святых красных углах своих изб. Это по их любви и вере дети и внуки принимали святое Крещение, нередко тайно, без огласки. И по их молитвам жизнь шла своим чередом — выстояли в потрясениях первых десятилетий 20 века, выстояли в Великой Отечественной войне, победили и отстроили страну из руин. А после, переживая новые смятения 90-х, не отчаялись, не сдались, а принялись возрождать порушенные некогда храмы, святое, родное, настоящее …
Возвращение

ВИДЕО: Об иконе Божией Матери Влахернская


Спасо-Влахернский женский монастырь был вновь открыт в 2001 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Собор Спаса Нерукотворного представлял собой руины, другие здания тоже были в плачевном состоянии. Поверить в то, что храм возродится, было трудно. В возможность возвращения деденевской «Влахернской» иконы Божией Матери в родную обитель верилось еще меньше. Но с Божией помощью и поддержкой добрых людей свершилось и то, и другое. Только всему было свое время.
Еще до открытия монастыря в Деденеве организовали православную общину под руководством М.П. Денисовой. Ее заботами монах Хотьковского монастыря Иова написал копию иконы Божией Матери «Влахернская». Это повторение живописного образа, сделанного когда-то в иконописной мастерской при Головиных (XIX век). О ней известно следующее: «Живописное изображение является воспроизведением воскомастичной рельефной Влахернской иконы со всем ее убранством». То есть по нему можно судить о том, как богато была украшена «Влахернская» Богоматерь. Написанная икона также был утрачена после революции, сейчас находится в Храме Вознесения Господня села Перемилово, а в Спасо-Влахернском монастыре – ее копия из Хотькова.
В 2003 году, во вновь отстроенном храме Димитрия Солунского Спасо-Влахернского женского монастыря, появилась еще одно, современное, повторение Влахернской иконы, сделанное в мастерской Азбухановых. Этот резной образ Богородицы был освящен в 2004 году. Он тоже выполнен в рельефной технике.
Первая встреча с родной иконой состоялась в 2007 году, тогда ее привозили из Музея Андрея Рублева в Деденево всего лишь на один день, для поклонения.
Собор был освящен 22 апреля 2014 года Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. За несколько месяцев до освящения, в феврале 2014 года, глава городского поселения Деденево Светлана Тягачева озвучила надежду на то, что икона Божией Матери «Влахернская» может быть передана монастырю. Оказалось, что в этот день Спасо-Влахернский женский монастырь посетили представители Министерства культуры РФ. Совместив рабочую поездку с экскурсией, они осмотрели место будущего пребывания святыни.
С этого дня началась долгая и кропотливая работа по подготовке всех сопроводительных документов о передаче, перевозке и хранении иконы. Кроме того, нужно было создать необходимые климатические условия для ее нахождения в Соборе. Основную помощь монастырю во всей этой работе и финансовую поддержку оказал Максим Вадимович Михайлов.
Процесс осуществлялся при непосредственном участии Министерства Культуры Российской Федерации, Музея и Фонда имени преподобного Андрея Рублева и Московской Епархии РПЦ. И уже через год все было готово для получения иконы.
Ее передача состоялась 31 января 2015 года в Москве в Музее Андрея Рублева. При ней присутствовали: советник министра культуры Российской Федерации Роман Скорый, Епископ Серпуховской Роман, благочинный церквей Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз, игумения Александра (Балабанова), глава Г.П. Деденево С.Н. Тягачева, М.В. Михайлов, Д.Б. Поважный и сотрудники Музея им Андрея Рублева.
По ее прибытии в монастырь в Соборе Спаса Нерукотворного был отслужен благодарственный молебен. Богослужение возглавлял Епископ Серпуховской Роман в сослужении клириков Спасо-Влахернского женского монастыря и духовенства Дмитровского района.
Еженедельно у Влахернской иконы Божией Матери служится молебен с акафистом. В монастыре ежедневно читается акафист иконе Божией Матери «Влахернская».
Празднование Влахернской иконе Божией Матери совершается 7/ 20 июля.

Powered by WordPress and Bootstrap4